Особенности фармацевтического маркетинга в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения





Особенности фармацевтического маркетинга в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения


Скачать бесплатно без регистрации неполную книгу в формате:

rtf, pdf

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с ФГОС ВПО по специальности «Ветеринария», специализации «Ветеринарная фармация». Способствует формированию у студентов компетенций по соблюдению правил работы с лекарственными средствами на всех этапах обращения.

Описаны особенности фармацевтической маркетинговой деятельности в сфере оборота лекарственных средств для ветеринарного применения.

Для студентов по специальности «Ветеринария». Также может быть использована для слушателей ФПК, ветеринарных врачей и специалистов, работающих в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.

Допущено Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области зоотехнии и ветеринарии в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки (специальности) 111801 Ветеринария (квалификация (степень) «специалист»).


Перейти к полной версии »

Н. В. Данилевская А. А. Дельцов 
Особенности фармацевтического маркетинга в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения. Учебно методическое пособие


РЕЦЕНЗЕНТЫ:
М. В. Арисов,
доктор ветеринарных наук, руководитель научного отдела ЗАО НПФ «Экопром»
Л. А. Гнездилова,
доктор ветеринарных наук, профессор кафедры диагностики болезней и терапии животных ФГБОУ ВПО МГАВМиБ
Глава 1.
Введение в теоретические основы фармацевтического маркетинга
1.1. Определение маркетинга
Термин «ма́ркетинг» происходит от англ. «market» – рынок и дословно переводится как «рынкоделание».
В 1960 г. Американской маркетинговой ассоциацией – АМА (American Marketing Association) было дано следующее определение маркетинга:
Маркетинг – это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю.
Позже, в 1985 г., Американской маркетинговой ассоциацией было дано следующее определение маркетинга:
Маркетинг – это планирование и разработка концепций ценообразования и распределения товаров и услуг для эффективного удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей потребителей.
Существуют и другие определения. Например, профессор Северо западного университета США Филипп Котлер, написавший первый учебник по маркетингу, дает следующее определение:
Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей, посредством обмена.
Известные маркетологи Е. Дж. Маккарти и У. Д. Перро дают свое определение:
Маркетинг – это деятельность, направленная на достижение целей компании через удовлетворение потребностей заказчика (клиента) путем управления потоками товаров и услуг, идущих от производителя к заказчику (клиенту).
Одним из наиболее распространенных в последние десятилетия определений маркетинга, основная характерная черта которого состоит в предельной широте охвата хозяйственных процессов, включаемых в маркетинговую сферу, является следующее:
Маркетингом называется любая сознательная деятельность фирмы, направленная на обеспечение рыночного успеха собственной продукции.
1.2. Задачи маркетинга
Маркетинг выполняет две основные задачи:
1. Ориентация производства на удовлетворение существующих и потенциальных потребностей населения.
2. Формирование и стимулирование спроса.
Исходя из основных задач, сформулированы две главных формулы маркетинга:
1. Производить то, что покупается, а не производить то, что производиться.
2. Если товар произведен, его обязательно нужно продать.
1.3. Этапы развития маркетинга как практической деятельности и науки
В развитии маркетинга принято выделять три этапа:
Первый этап. Конец XIX в. – 1929 1933 гг.
Ориентация на производство – этот маркетинг был пассивным, все определялось условием производства. Некоторый товар был практически не нужен, многое списывалось. Производитель работал вне контакта с потребителем.
Второй этап. Середина 30 х – середина 80 х гг. XX в.
Ориентация на сбыт – продукцию нужно было продавать, продвигать на рынок.
Третий этап. Середина 80 х гг. XX века – по настоящее время.
Ориентация на потребителя – кратчайший путь получения прибыли, необходимо выявить потребителя, покупателя, а затем удовлетворить их нужды. Это приводит к стремлению тщательно исследовать рынок.
Ориентация на общество – основывается на интересах отдельных людей, поэтому компании стали ориентироваться на общество, экономические аспекты, здоровье людей, общественное мнение.
1.4. Определение фармацевтического маркетинга
М. Смит в книге «Фармацевтический маркетинг: стратегия и случаи», 1991 г., дал следующее определение: Фармацевтический маркетинг – это процесс, с помощью которого рынок приспосабливается для фармацевтической помощи.
Считают, что фармацевтический маркетинг как вид практической деятельности и науки появился в 40 х гг. XX в. (Именно на это время приходится увеличение производства в промышленных масштабах и продвижение таких прочно вошедших в нашу жизнь групп препаратов, как антибиотики или сульфаниламиды).
Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова) дает следующее определение:
Фармацевтический маркетинг – это система организации и управления фармацевтической деятельностью в сфере обращения лекарственных средств, ориентированная на изучение запросов потребителей с целью улучшения качества жизни отдельного индивида и повышения благосостояния общества в целом.
Продуктом в фармацевтическом маркетинге являются лекарственные средства в различных лекарственных формах, медицинские инструменты, перевязочные материалы и др., использование которых зависит не только от заболевания, но и от квалификации специалиста.
На наш взгляд, фармацевтический маркетинг в сфере обращения лекарственных средств для животных можно определить как: систему организации и управления фармацевтической деятельностью в сфере обращения лекарственных средств для животных, ориентированную на изучение запросов потребителей (ветеринарных клиник, ветеринарных аптек, хозяйств, владельцев животных и др.) с целью своевременного и полного их фармацевтического обеспечения для диагностики, лечения и профилактики болезней животных и повышения качества и безопасности продукции животноводства.
В Советском Союзе снабжение ветеринарными препаратами всех подразделений – от республиканских ветеринарно санитарных станций до ветеринарных участков, ветеринарных пунктов и станций по борьбе с болезнями животных в колхозах и совхозах – осуществлялось централизованно, через всесоюзное объединение «Союззооветснаб», подчинявшееся напрямую Главному управлению ветеринарии СССР (рисунок 1). В связи с чем снабжение планировалось по предварительным заявкам и было ограниченным.
Однако на данный момент, с переходом к рыночным отношениям, с появлением негосударственных организаций по производству и сбыту лекарственных средств и товаров для животных, маркетинг прочно вошел и в данную сферу деятельности. Сейчас с ростом конкуренции для успешных продаж лекарственных средств и товаров для животных уже недостаточно иметь просто хороший продукт. Оптовая и розничная торговля предъявляет все более высокие требования к лекарствам, потребители становятся все более искушенными и придирчивыми в выборе лекарств для своих питомцев.
 
Рис. 1. Структура государственной ветеринарной службы в СССР
Эти и другие факторы вынудили ветеринарную фармацевтическую промышленность приводить свои маркетинговые технологии в соответствии с современными требованиями. Например, одним из важных средств конкуренции сейчас стала реклама. Еще несколько лет назад ни о какой рекламе лекарственных средств для животных не было и речи, однако сейчас любой ветеринарный семинар, конференция или симпозиум сопровождается раздачей рекламных проспектов и брошюр. Маркетологи фармацевтических компаний уже не ограничиваются рекламой только лишь в специализированных ветеринарных журналах. Сейчас реклама лекарственных средств для животных проходит и по телевидению, и в других средствах массовой информации.
В связи с этим на данном этапе развития фармацевтического бизнеса в сфере обращения лекарственных средств для животных трудно переоценить развитие маркетинговых технологий, сопровождающих прогресс производства.
1.5. Концепция этичного фармацевтического маркетинга
1. Установление нужд и потребностей.
2. Удовлетворение потребностей наиболее эффективным способом.
3. Повышение благосостояния потребителей и общества в целом.
1.6. Особенности фармацевтического маркетинга в сфере обращения лекарственных средств для животных
В связи с тем что товаром в фармацевтическом маркетинге является лекарственное средство, имеется ряд следующих особенностей:
1. Наличие промежуточного потребителя (промежуточными потребителями являются ветеринарные врачи и владельцы животных).
2. Особенности лекарственного средства как товара. С одной стороны, этот товар (лекарственный препарат) способствует предотвращению заболеваний и облегчению страданий, а с другой стороны, он может наносить вред (как непосредственно животному, так косвенно и человеку при употреблении продукции животноводства в пищу) при неправильном использовании. К тому же многие лекарственные препараты обладают побочными эффектами.
3. Фирмы производители лекарственных средств должны иметь лицензию на производство, а сам товар должен быть зарегистрирован.
4. Лица, участвующие в обороте лекарственных средств для животных, должны быть дипломированными специалистами с ветеринарным или фармацевтическим образованием.
5. Ограниченное число каналов распространения товара (цепочка товародвижения): производитель – дистрибьютор – ветеринарные аптеки (клиники, хозяйства).
6. Пристальное внимание общественных и регулирующих организаций и СМИ. Тема воздействия лекарств на здоровье как человека, так и животных очень волнует общественность, поэтому за любую ошибку фармацевтический маркетинг подвергается огромной критике. Вспомним, например, применение ростостимулирующих добавок, кормовых антибиотиков для продуктивных животных или использование кетамина в ветеринарии мелких домашних животных.
1.7. Основные цели и задачи фармацевтического маркетинга в сфере обращения лекарственных средств для животных
Основные цели фармацевтического маркетинга можно определить как изучение потребностей в лекарственных препаратах для животных и услугах по оказанию фармацевтической помощи и разработка стратегических программ, направленных на своевременное и наиболее полное удовлетворение этих потребностей.
К основным задачам фармацевтического маркетинга в сфере обращения лекарственных средств для животных относят:
1. Анализ фармацевтического рынка, выявление особенностей фармацевтической продукции как товара, специфики спроса и предложения.
2. Анализ потребностей фармацевтического рынка и прогнозирование его развития.
3. Повышение качества услуг оказания фармацевтической помощи через создание рациональной информационной маркетинговой среды для субъектов маркетинга лекарственных средств.
4. Разработку комплексных методов формирования спроса на товары и услуги фармацевтического профиля в сфере обращения лекарственных средств для животных.
5. Выявление особенностей управления маркетингом лекарственных средств, предназначенных для животных.
6. Разработку методов стратегического планирования, обеспечивающего рентабельность производства лекарственных средств, предназначенных для животных, и их реализацию, с учетом макроэкономической конъюнктуры и собственного потенциала компании.
1.8. Подходы к рассмотрению маркетинга
1. Традиционный.
Исторически именно традиционный подход к рассмотрению маркетинга был первым. При этом интересы производителя товара имели первостепенное значение, на втором месте стояли интересы распространителя товара, в последнюю очередь учитывались интересы потребителя.
2. Современный маркетинговый подход.
Учитывает интересы потребителя на первом месте, на втором месте продумывается комплекс маркетинга и затем организация производства. Иными словами, производить следует те товары, которые нужны потребителю.
1.9. Понятие о комплексе маркетинга (marketing mix)
Комплекс маркетинга (marketing mix) – это набор поддающихся контролю факторов маркетинга, используемых фирмой для достижения своих целей. Комплекс включает такие элементы, как: товар (product), цена товара (price), распространение товара (place) и его продвижение (promotion). Выражается в мнемонической форме «4Р».
Термин «marketing mix» был впервые представлен в 1953 г. Н. Борденом в президентском обращении к Американской маркетинговой ассоциации. Борден использовал работы Д. Каллитона, в которых специалист по маркетингу был описан как человек, комбинирующий в своей работе различные элементы. Соответственно, под термином «marketing mix» («комплекс маркетинга») понималось определенное сочетание этих элементов. Предполагалось, что разнообразное сочетание элементов может приводить к различным результатам деятельности на рынке.
В 1960 г. Маккарти предложил классификацию, названную «4Р» и объединяющую четыре элемента (product, place, price, promotion). Таким образом, концепция комплекса маркетинга «по Маккарти» определялась набором основных маркетинговых инструментов, включаемых в программу маркетинга: товарная политика (product), сбытовая политика (place), ценовая политика (price), коммуникационная политика, или политика продвижения (promotion) (табл. 1).
Таблица 1
Комплекс маркетинга
 
Эти инструменты были выделены из многих других, прежде всего, потому, что их использование оказывало непосредственное влияние на спрос, могло стимулировать потребителей к совершению покупок.
Другим полезным свойством элементов, входящих в комплекс маркетинга, является их управляемость: маркетолог может управлять каждым элементом с целью требуемого воздействия на спрос, выбирать наиболее перспективные комбинации элементов.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.









 

 

Комментарии



Новый комментарий к странице: